Отчет по финансовой учебной практике в ОАО ГИПРОДОРНИИ

Содержание

Введение 3

  1. Краткая характеристика ОАО «ГИПРОДОРНИИ» 4
  2. Научно-исследовательская и международная деятельность 6
  3. Анализ финансового состояния ОАО «ГИПРОДОРНИИ» 8
  4. Анализ финансовой устойчивости предприятия 13
  5. Анализ продукции и услуг ОАО «Гипродорнии» 17
  6. Уровень конкурентной борьбы. 24
  7. Заключение 26

Библиографический список 28

Введение

Опыт доказал, жизнеспособность и эффективность рыночного механизма в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса.

Рыночная же стихия сложна, и переход к рынку обуславливает возможность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления производством, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.
Для того, чтобы предприятие могло нормально функционировать и развиваться, оно должно получать доходы, прибыль, увеличивать денежные накопления.
Целью практики является всесторонне ознакомление с технико-экономическим анализом деятельности ОАО «Гипродорнии». Практика проходила с 11.02.2013 по 07.04.2013.
За время прохождения практики мной была проделана следующая работа:

  • проводил мониторинг и подготовливал отчеты по своей деятельности.
  • изучала основные положения касающиеся деятельности дорожной отрасли, нормативные акты, статьи и нормативные акты.
  • принимал активное участие в деятельности организации

1 Краткая характеристика ОАО «ГИПРОДОРНИИ»

Открытое акционерное общество «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт ГИПРОДОРНИИ» (ОАО «ГИПРОДОРНИИ») – одна из крупнейших в России и странах СНГ организаций, выполняющая полный комплекс проектно-изыскательских работ для строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений, а также другие виды работ, связанных с инженерным обслуживанием дорожной отрасли.

Миссия ОАО “ГИПРОДОРНИИ” – выполнение проектов на высочайшем уровне для содействия безопасному, комфортному, экономичному и экологически безопасному автомобильному движению. Основные приоритеты нашей деятельности – качество проектных работ, соответствующее мировым стандартам, минимальные сроки выполнения проектов и сбалансированная ценовая политика.
Для достижения своей миссии ОАО «ГИПРОДОРНИИ» следует главным принципам:
обеспечение высокого технического и технологического уровня разработок;
комплексный подход к работе, гибкость, учет всех требований заказчика;
опора на инновации и высокие технологии в изысканиях, проектировании и строительстве;
использование системы управления качеством, совместимой с мировыми стандартами серии ISO 9000;
высокая социальная ответственность;
обеспечение высокой экологической культуры проектирования и строительства дорожных объектов.
АО «ГИПРОДОРНИИ» обладает разветвленной филиальной сетью. Головной офис компании находится в Москве; филиалы работают в городах Барнаул, Воронеж, Екатеринбург, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саратов, Хабаровск; представительства и отделения располагаются в городах Краснодар, Владивосток, Якутск; во Владикавказе – дочернее общество ЗАО «ВладкавГИПРОДОРНИИ».
Компания осуществляет работы во всех климатических зонах и часовых поясах страны – от пустыни и субтропиков до Заполярья и зоны вечной мерзлоты.
Дочерняя компания “GIPRODORNII INDIA PRIVATE LIMITED” (Индия).
Сегодня ОАО «ГИПРОДОРНИИ» – это:
Богатейший опыт проектно-изыскательских работ – свыше 75 лет работы в России и за рубежом;
400 тыс. км. запроектированных автомобильных дорог и 750 км мостов;
Более 2000 специалистов высшей квалификации: проектировщиков, топографов, геодезистов, гидрологов, экологов, программистов;
Сотни побед в конкурсах на проектирование важнейших магистралей страны;
Обширная география деятельности: от Камчатки до Калининграда, от Черного моря и Кавказа до Северного Ледовитого океана;
Эксклюзивные технологии проектирования;
Сотни зарегистрированных патентов.
ОАО «ГИПРОДОРНИИ» можно считать пионером в области проектирования платных автомобильных дорог. Разработан пилотный проект «Разработка обоснования инвестиций в строительство скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург», предполагающего использование механизмов государственно-частного партнерства.
Партнерами института по данному проекту стали ведущие мировые компании «Эрнст энд Янг», «Фрешфилдс» и «Рамболь». Кроме того, разработано обоснование инвестиций для платной автомагистрали «Краснодар-Абинск-Кабардинка», запроектирован платный участок автодороги «Дон» на обходе г. Хлебниково.
В настоящее время ведется проектирование и подготовка экономического обоснования на строительство десятков новых объектов. По проекту ОАО «ГИПРОДОРНИИ» строится крупнейшая магистраль России, трасса «Амур», являющаяся частью трансконтинентального транспортного коридора Москва – Владивосток.

2 Научно-исследовательская и международная деятельность

Особое внимание в компании уделяется собственным научным исследованиям и разработкам в дорожной отрасли. В рамках намеченной долгосрочной стратегии развития предприятия в ближайшее время ОАО «ГИПРОДОРНИИ» планирует произвести диверсификацию собственной деятельности в строительный бизнес в сфере дорожного хозяйства, разведку и добычу нерудных полезных ископаемых, предоставление профильных услуг смежным отраслям хозяйства.

Сегодня в компании решаются глобальные задачи по разработке рациональных транспортных схем городов, развитию автодорожного комплекса, участию в программе развития сети автомобильных дорог регионов, поиску эффективных технологических методов проектирования и их отражение в стандартах и регламентах. ОАО «ГИПРОДОРНИИ» принимает активное участие в государственных программах и одерживает победы на конкурсах по проектированию важнейших магистралей страны.
Имеющийся в ОАО «ГИПРОДОРНИИ» кадровый и технологический потенциал позволяет выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по вопросам развития дорожного хозяйства, совершенствования методов проектирования автомобильных дорог и сооружений на них, защиты окружающей среды, оценке эффективности капитальных вложений в автомобильные дороги, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы.
В ОАО «ГИПРОДОРНИИ» работает более 20 докторов и кандидатов наук. Техническая база гарантирует проведение необходимых исследований. Хорошим подспорьем при проведении НИОКР является имеющиеся в Институте уникальные фондовые материалы (библиотека и архив).
Заказчиками выполняемых НИОКР выступают Министерство транспорта, Федеральное дорожное агентство, Министерство регионального развития, органы государственного управления субъектов Федерации и частные компании.
Определенный объем научных исследований выполняется в ходе реального проектирования, особенно в сложных условиях. Сотрудниками Института разработано несколько десятков методических и нормативных документов, на ряд разработок получены патенты
ОАО «ГИПРОДОРНИИ» является основным разработчиком Президентской программы «Дороги России» (1994-2000 годы) и Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России до 2010 года».
Международная деятельность
ОАО «ГИПРОДОРНИИ» уделяет большое значение международному сотрудничеству. На базе центрального офиса создан специализированный отдел, который занимается разработкой системного подхода по реализации проектов за рубежом. ГипродорНИИ, кроме проектно-изыскательской дорожной деятельности на территории России, выполнял довольно значительный объем работ за рубежом. Так, по проектной документации ГипрдорНИИ построена часть дорог в Камбодже (северные провинции), выполняли изыскания для дорожного строительства в Лаосе, а также изыскания для строительства дорог в Монголии (север и северо-восток). За десятилетия работы накоплен значительный опыт по изучению и анализу международных норм и правил проектирования автомобильных дорог и применения их на практике. В последние годы налажены тесные профессиональные связи с профильными организациями стран СНГ. В 2010 г. в Индии открыта дочерняя компания “GIPRODORNII INDIA PRIVATE LIMITED”.

3 Анализ финансового состояния ОАО «ГИПРОДОРНИИ»

Финансовый результат от прочей деятельности привел к снижению балансовой прибыли в 2009 году на 2336 тыс. руб., так как внереализационные расходы превысили прочие доходы, в 2010 году на 159515 тыс. руб., в 2011 году на 83360 тыс. руб., хотя в динамике произошло увеличение балансовой прибыли по годам, особенно в 2011 году. Но в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло уменьшение прочих расходов на 54983 тыс. руб.
Таблица 1 – Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия, тыс. руб.

  1. Наименование показателей 01.01.2009 год 01.01.2010 год 01.01.2011 год
  2. Выручка от реализации товаров, работ, услуг 13324944 18196648 21926598
  3. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 11851240 15697247 17250345
  4. Коммерческие расходы 420775 826420 794615
  5. Управленческие расходы 428364 629377 546147
  6. Прибыль от товаров, продукции, работ, услуг 624565 1043604 3335491
  7. Проценты к получению 7771 43 2
  8. Проценты к уплате 298320 322108 181362
  9. Прочие доходы 4004287 6258228 4004287
  10. Прочие расходы 4210233 6554579 4210233
  11. Прибыль до налогообложения 128070 425188 2948185
  12. Налог на прибыль 30736,8 102045,1 589637
  13. Чистая прибыль 97333,2 323142,8 2358548

Положительным моментом увеличения балансовой прибыли является уменьшение в 2011 году коммерческих расходов по сравнению с 2010 годом на 31805 тыс. руб. и управленческих расходов на 83230 тыс. руб., увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности в 2010 году на 454297 тыс. руб. или в 4,5 раза, а в 2011 году на 2434667 тыс. руб. Чистая прибыль в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросла в 4 раза или на 221832 тыс. руб., в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1911454 тыс. руб. или в 7 раз. Это произошло за счет увеличения балансовой прибыли, снижение коммерческих и управленческих расходов, процентов к уплате. Отрицательное влияние на конечные финансовые результаты оказало увеличение прочих операционных расходов.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производст¬ва. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками фи¬нансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характери¬зуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается главным образом его деловой активность. Основными критериями деловой активности предприятия являются: степень охвата рынков сбыта продукции, включая поставки на экспорт; репутация предприятия; выполнение плана по основным показателям хозяйственной деятельности и заданным темпам их роста; уровень эффективности использования ресурсов (капитала); устойчивость экономического роста. Произведём расчёт коэффициентов общей оборачиваемости капитала, дающих общее представление о хозяйственной активности предприятия. Расчёты произведём в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ доходности и деловой активности предприятия
Наименование показателей 2009 г 2010 г 2011 г
1. Оборот дебиторской задолженности, раз 12,65 12,54 9,64
2. Срок погашения дебиторской задолженности, дней 28,85 29,11 37,86
3. Оборот ТМЦ (запасов и затрат), раз 4,99 5,53 5,13
4. Срок оборота ТМЦ, дней 73,15 66 71,15
5. Продолжительность производственного цикла, дней 106,99 95,11 109,01
6. Оборот кредиторской задолженности, раз 11,55 9,57 9,93
7. Срок погашения кредиторской задолженности, дней 31,6 38,14 39,25
8. Продолжительность финансового цикла, дней 75,39 56,97 69,76
9. Общий коэффициент оборачиваемости 2,35 2,59 2,58
10. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 9,26 11,3 8,05
11. Продолжительность 1 оборота собственного капитала 39,42 32,3 45,34

Анализ деловой активности показывает, насколько эффективно предприятие использует имеющиеся средства. Так как оборачиваемость дебиторской задолженности в 2009 и 2010 годах больше оборачиваемости кредиторской задолженности, поэтому на предприятии наблюдается небольшой остаток свободных денежных средств. А в 2011 году наоборот. Это говорит о нехватке свободных денежных средств. При анализе динамики продолжительности производственного цикла выявилось, что закупка материальных ресурсов, кроме основных средств уменьшилась. То есть в 2009 году это происходило за 106 дней, а в 2010 году уже за 95 дней, но в 2011 году увеличился до 109 дней. Уменьшилось время обращения собственных ресурсов, так в 2009 году оно составляло75 дней, а в 2011 году уже 69 дней.
Показатель оборачиваемости запасов показывает скорость оборота запасов, то есть скорость обращения запасов в денежную форму. Этот показатель средний по всем трем годам, хотя и произошло увеличение в 2010 и 2011 годах. Он отражает среднюю скорость реализации ТМЦ за год. Срок хранения ТМЦ очень большой, то есть обновление запасов на предприятии происходило в 2009 году за 73 дня, в 2010 году за 66 дней, в 2011 году за 71 день. Общий коэффициент оборачиваемости выражает эффективность использования всех имеющихся ресурсов независимо от источников. В 2009 году на каждый рубль активов реализовано продукции на 2,35 руб., в 2010 году этот показатель увеличился до 2,59 руб., в 2011 году остался на прежнем уровне 2,57 руб.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала показывает, что в 2010 году произошел рост этого показателя, это означает повышение эффективности использования собственных средств, а в 2011 году этот коэффициент снизился до 8,05 с 11,3. Это показывает, что предприятие не эффективно использовало собственные средства. То же показывает продолжительность 1 оборота собственного капитала, в 2010 году скорость оборота собственных средств была выше чем в 2009 году на 7,12, а по сравнению с 2011 годом на 13,04.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ОАО «ГИПРОДОРНИИ» имеет в наличие свободные денежные средства, которые можно использовать для дальнейшего вложения в запасы. Показатели рентабельности свидетельствуют об успешной деятельности предприятия
Далее проанализируем ликвидность и финансовую устойчивость предприятия, т.е. рассмотрим способность ОАО «ГИПРОДОРНИИ» вовремя возвратить в срок полученные в кредит денежные средства, или способность оборотных средств превращаться в денежную наличность, необходимую для нормальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
Таблица 3 – Динамика основных показателей ОАО «Гипродорнии»
Наименование показателей откл-е, тыс. руб. 2010/2009 откл-е, тыс. руб. 2011/2010. откл-е, тыс. руб. 2011/2009.
1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг 4871704 3729950 8601654
2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 3846007 1553098 5399105
3. Коммерческие расходы 405645 -31805 373840
4. Управленческие расходы 201013 -83230 117783
5. Прибыль от товаров, продукции, работ, услуг 419039 2291887 2710926
6. Проценты к получению -7728 -41 -7769
7. Проценты к уплате 23788 -140746 -116958
8. Прочие доходы 6881423 6258228 0
9 Прочие расходы 7099544 6554579 0
10 Прибыль до налогообложения 297118 2522997 2820115
11 Налог на прибыль 71308,32 487592 558900
12 Чистая прибыль 225809,7 2035405 2261215

Управленческие расходы также в 2011г. по сравнению с 2010 г. сократились на 83230 тр. Однако прочие операционные расходы данным изменениям не были подвержены, так в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличились на 599948 т.р. а в 2011г в сравнении с 2009 увеличение составило на 2789506 т.р.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Таблица 4 – Показатели рентабельности продукции ОАО «ГИПРОДОРНИИ», тыс. руб.
Показатели 2008 г 2009 г Откл-е от 2006 г 2010 г Откл-е от 2009 г 2011 г Откл-е от 2010 г
1.Выручка от реализации товаров, работ, 5793572 13324944 7531372 18196648 4871704 21926598 3729950
2.Прибыль от реализации. 352900 624595 271665 1043604 419039 3335491 2291887
3. Балансовая прибыль. 96134 128070 31936 425188 297118 2936010 2890822
4. Чистая прибыль. 56065 73033 16968 294865 221832 2206319 1911454
Расчетные показатели
1.Рентабельность всей реализованной продукции.% 6,1 4,7 -1,4 5,7 1 15,2 9,5
2.Общая рентабельность.% 1,7 0,9 -0,8 2,3 1,4 13,4 11,1
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли. % 0,97 0,55 -0,42 1,6 1,05 10,1 8,5

На основании расчетов приведенных в таблице 4Г можно сделать следующие выводы. Показатель общей рентабельности в 2009 году снизился на 0,8 пункта до 0,9. это говорит о том, что в 2009 году каждый рубль реализации уменьшался в среднем около на одну копейку балансовой прибыли. Но в 2010 году ситуация изменилась. Этот показатель вырос с 0,9 в 2009 году до 2,3 в 2010 году, то есть увеличился в 2,5 раза, т.е. в 2010 году каждый рубль реализации стал приносить 2,3 коп балансовой прибыли. В 2011 году общая рентабельность выросла до 13,4.

4 Анализ финансовой устойчивости предприятия

Неустойчивое финансовое состояние характеризуется наличием нарушений финансовой дисциплины, перебоями в поступлении денежных средств на расчетный счет, снижением доходности деятельности.
Для стабилизации финансового состояния необходимо: увеличить долю собственного капитала в оборотных активах; снизить остатки товарно-материальных ценностей за счет реализации малоподвижных или неиспользованных запасов.
На основании проведенного анализа финансового положения предприятия ОАО «Гипродорнии» можно сделать следующие выводы. Стоимость имущества предприятия увеличилась во всех трех годах, финансовая устойчивость снизилась по ряду показателей. В целом состояние предприятия в 2009 и 2010 годах можно охарактеризовать как неустойчивое, при котором всё же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов. Также прирост долгосрочных кредитов и увеличение их удельного веса в структуре пассивов в 2010 и в 2011 годах является подтверждением растущей кредитоспособности предприятия.
Но в 2011 году ситуация изменилась в лучшую сторону, доля собственных средств увеличилась, снизилась доля заёмных, это говорит об увеличении маневренности, расширении финансовых возможностей предприятия. Также в 2011 году инвестиции собственных средств в производство дали хороший результат. Рост в динамике показателя рентабельности собственного капитала говорит об эффективности использования капитала инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.
Рассмотренные показатели рентабельности в динамике говорят о том, что в 2011 году, по сравнению с 2009 и 2010 годами, произошло увеличение доходности продаж, за счет повышения спроса на продукцию, её конкурентоспособности.
Таблица 5- Классификация предприятия по финансовой устойчивости, тыс. руб.
Наименование показателей 2009 год 2010 год Изменение за год 2011 год Изменение за год
1. Источники собственных средств 1653985 1680904 26919 4031843 2350939
2. Внеоборотные средства 1237091 1700419 463328 1977049 276630
3. Наличие собственных оборотных средств (1-2) 416894 -19515 -397379 2054794 2074309
4. Долгосрочные обязательства 583757 1069121 485364 858478 -210643
5. Наличие собственных оборотных и долгосрочных заемных средств 1000651 1049606 48955 2913272 1863666
6. Краткосрочные обязательства 3477234 4328044 850810 3843879 -484165
7. Общая величина источников формирования запасов и затрат (5+6) 4477885 5377650 899765 6757151 1379501
8. Запасы и затраты 2637804 3044167 406363 3681352 637185
9. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат (3-8) (ФС) -2220910 -3024652 -803747 -1626558 -1398094
10. Излишек (недостаток) собственных оборотных и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат (5-8) (ФТ) -1637153 -1994561 -357408 -768080 -1226481
11. Излишек (недостаток) общей величины источников для формирования запасов и затрат (7-8) (ФО) 1840081 2333483 493402 3075799 742316
12. Трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости (S) {0,0,1} {0,0,1} – {0,0,1} –

Из данных таблицы 5 можно сделать выводы о состоянии каждого коэффициента и о финансовой устойчивости предприятия в целом, так коэффициент концентрации заемного капитала свидетельствует, что в 2009 году предприятие привлекало на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы, 7,1 коп. заемных средств. В 2010 году заемные средства возросли до 7,7 коп. на каждый рубль собственных вложений, это выражается в росте заемных средств.
Таблица 6 -Анализ финансовой устойчивости с помощью коэффициентов
Наименование показателей Норматив-ное значение 2009 г 2010 г 2011 г
1. Коэффициент финансовой независимости > 0,5 0,282 0,231 0,342
2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств ≤ 0,67 2,54 3,33 1,92
3. Коэффициент самофинансирования > 1 0,394 0,3 0,52
4. Коэффициент маневренности 0,5 0,591 0,61 0,738
5. Коэффициент концентрации заемного капитала 0,5-1 0,717 0,769 0,658
6. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств 0,268 0,398 0,272
7. Коэффициент финансовой зависимости >0,5 3,54 4,33 2,92
8. Доля дебиторской задолженности в стоимости имущества 0,206 0,247 0,219
Коэффициент самофинансирования показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных. Значение коэффициента самофинансирования ниже нормативного во всех трех годах, поэтому основная часть имущества сформирована за счет заемных средств. Увеличение этого показателя в 2011 году говорит о том, что предприятие стало больше вкладывать собственные средства и использовать меньше заемных.
Доля дебиторской задолженности незначительна (20,6% в 2009 году, 24,7% в 2010 году, 21,9% в 2011 году), а доля собственных средств в стоимости имущества в 2009 году составила 28,2%, в 2010 году 23,1%, произошло уменьшение показателя, а в 2011 году 44,9% увеличение собственных средств по сравнению с 2009 годом и с 2010 годом. Таким образом, заемные средства превышают собственные. Рост коэффициента долгосрочного привлечения заемных средств в 2010 году свидетельствует о благоприятных тенденциях в изменении структуры отдельных групп источников капитала.
На основании проведенного анализа финансового положения предприятия ОАО «Гипродорнии» можно сделать следующие выводы. Стоимость имущества предприятия увеличилась во всех трех годах, финансовая устойчивость снизилась по ряду показателей. В целом состояние предприятия в 2009 и 2010 годах можно охарактеризовать как неустойчивое, при котором всё же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов. Также прирост долгосрочных кредитов и увеличение их удельного веса в структуре пассивов в 2010 и в 2011 годах является подтверждением растущей кредитоспособности предприятия.
Но в 2011 году ситуация изменилась в лучшую сторону, доля собственных средств увеличилась, снизилась доля заёмных, это говорит об увеличении маневренности, расширении финансовых возможностей предприятия. Также в 2011 году инвестиции собственных средств в производство дали хороший результат. Рост в динамике показателя рентабельности собственного капитала говорит об эффективности использования капитала инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.

5 Анализ продукции и услуг ОАО «Гипродорнии»

Высокое качество продукции ОАО «Гипродорнии» является одним из важнейших стратегических приоритетов первых лет существования института. Реализация этой стратегии возможна только при условии постоянного совершенствования методов управления качеством проектной документации.
С 1997 года институт приступил к разработке документов по системе качества, учитывались требования заказчика, внешних и внутренних документов и требования международного стандарта ИСО 9001-94. Высшим руководством института была разработана Политика ОАО «Гипродорнии» в области качества, в которой определена главная цель — достижение конкурентоспособного уровня качества проектной документации через определение и выполнение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон: потребителей, акционеров, персонала, общества, поставщиков.
Дорожный департамент выделен в составе ОАО «Гипродорнии» в 2006 году и представляет на рынке полный комплекс услуг в области разработки проектно-сметной документации автомобильных и железных дорог, городских улиц транспортных развязок:
• разработка программ развития сети автомобильных дорог регионов, бизнес-планов и технико-экономических обоснований инвестиций в строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог;
• разработка проектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, городских улиц и железных дорог;
• проектирование и рекультивация карьеров;
• паспортизация улиц и автомобильных дорог, проекты организации движения;
• оценка воздействия на окружающую среду;
• мониторинг организаций-поставщиков и источников получения материалов и конструкций;
• актуализация и мониторинг баз данных по региональному ценообразованию ресурсов;
• мониторинг и анализ состояния и перспектив развития дорожной отрасли;
• методические разработки по организации и проведению подрядных торгов, составление конкурсной документации.
Одним из направлений деятельности дорожного департамента является также составление бизнес-планов, таких, как обоснование создания платного проезда на обходах городов Иркутска, Ангарска; Усолья-Сибирского; строительство автомобильной дороги Новосибирск – аэропорт Толмачево. В 2006г. разработана программа развития платных автомобильных дорог Иркутской области.
ОАО «Гипродорнии» тесно сотрудничает с администрацией г. Иркутска и Иркутской области. Специалисты института разрабатывают программу развития улиц на долгосрочную перспективу и программу организации безопасности движения, для решения транспортных проблем в г. Иркутске проектируются многоуровневые транспортные развязки и проекты реконструкции улиц.
Мостовое проектирование одно из ключевых направлений деятельности ОАО «Гипродорнии». Если раньше институт выполнял только проектно-изыскательские мостовые работы, то с 1996 года проводится еще и обследование, диагностика (паспортизация), составление предпроектной документации. Одним из результатов развития данного направления стал проект восстановления мостов в Красноярском и Хабаровском краях и в республике Хакасия на федеральных автомобильных дорогах М-54 «Енисей» и М-60 «Уссури».
Институту доверяют сложные, требующие особого подхода проекты. Например, проект реконструкции искусственных сооружений на Красноярской железной дороге. Здесь для отвода воды использовались металлические гофрированные трубы диаметром до 3 метров. В их удлинении были успешно применены трубы диаметром более 3 метров, как круглого, так и эллипсообразного сечения с толщиной металла до 7 мм и с более крупной гофрой, что положительно сказалось на сроках монтажа. Если раньше монтаж таких труб занимал полгода, то теперь месяц. Эти трубы получили широкое применение и на строительстве автомобильной дороги «Амур».
Большинство мостов, возраст которых более 30 лет, в силу различных причин нуждаются в реконструкции. Современные нагрузки выросли в несколько раз. Поменялись нормативные документы и требования. Проблем множество, и институт принимает активное участие в их решении.
В проектировании мостов применяется мировой опыт, используются современные технологии и оборудование, внедряются и собственные ноу-хау. Пытаясь уйти от традиционного цементно-бетонного покрытия, дающего много трещин, институт перестраивается на применение фибробетона. Неразрезные схемы мостов с меньшим количеством деформационных швов резко повышают комфортабельность проезда транспорта и пассажиров. «Гипродорнии» тесно сотрудничает с ведущими мостовыми институтами страны: ОАО «Гипротрансмост», ФГУП «Союздорпроект», ОАО «Институт Гипростроймост».
Деятельность изыскательских подразделений охватывает такие широкие области как:
топографо-геодезические изыскания;
инженерно-геологические изыскания;
инженерно-гидрометеорологические изыскания;
радиоэкологические изыскания;
землеустройство.
Зона деятельности изыскательских подразделений – регион отУрала до Сахалина, характеризующийся большим разнообразием геологического строения — от равнин до горных ландшафтов, сложными гидрологическими и климатическими условиями большим спектром инженерно-геологических условий, изучение которых обязательно при изысканиях на всех стадиях проектирования (от обоснования инвестиций до рабочей документации для строительства).
Изыскательские подразделения оснащены средствами передвижения современными буровыми агрегатами на базе полноприводных автомобилей КАМАЗ, УРАЛ, ЗИЛ-1З1, вездеходами на гусеничном ходу, приспособлениями для работы в любых условиях. Это буровые установки УРБ-2А2, УГБ-50М, ПБУ-2140, УКБ 12/25.
Топографо-геодезические полразделения имеют в своем распоряжении современное геодезическое оснащение: комплекты GPS-оборудования фирмы TRIMBLE Navigation (США) и Topcon, электронные тахеометры Power-SET и Topcon, электронные нивелиры DL 103 фирмы SOKKIA, современное трассово-поисковое оборудование.
Наличие комплектов спутниковой связи позволяет с любого пикета трассы в поле передавать информацию от изыскателей — проектировщикам и обратно для оперативного прокладывания трассы автодороги и принятия проектных решений.
Геофизическое подразделение имеет на своем вооружении комплект оборудования для выполнения сейсморазведочных работ (сейсмостанция «Диоген» 24/16), электроразведочных работ — вертикального электрозондирования («Электротест – С»), георадар. Радиоэкологическое обследование выполняется аккредитованной лабораторией радиационного качества с использованием радиометров СРП-97, СРП 97К, гамма-спектрометров РКП-306.
Камеральная обработка полевых материалов ведется с применением персональных компьютеров, современного программного обеспечения. Подразделения располагают современным программным комплексом CREDO (фирмы GREDO-DIALOGE г. Минск), интегрированным с проектным программным обеспечением GREDO-PRO и GIP+. В распоряжении подразделений имеется программное обеспечение: «AutoCAD», «MapInfo», «Панорама».

6 Стратегический анализ внешней макросреды. PEST анализ
PEST(STEP) – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия.
Основные положения PEST – Анализа:
“Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”
Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
PEST – Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
Таблица 7 – PEST – Анализ
Группы фактторов Факторы Оценка Вес Взвешенная оценка

СОЦИАЛЬНЫЙ 1.Структура доходов и расходов +5 0,25 1,25
2.Репутация компании +3 0,16 0,48
3.Тенденции образа жизни -2 0,04 -0,08
4.Мнение и отношение заказчиков +5 0,25 1,25
5.Нехватка квалифицированных кадров +1 0,10 0,1
6.Изменение законодательства +3 0,20 0,6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ 1.Развитие конкурентных технологий +5 0,23 1,15
2.Финансовые исследования +3 0,15 0,45
3.Изменение и адаптация новых технологий +2 0,11 0,22
4.Потенциальные инновации +4 0,20 0,8
5.Информативное и коммуникативное влияние +2 0,11 0,22
6.Интернет -3 0,15 -0,45
7.Интеллектуальная собственность -1 0,5 -0,5

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 1.Динамика ставки рефинансирования +4 0,20 0,8
2.Основные внешние издержки (энергоносители, транспорт, сырье и комплектующие, коммуникации) +5 0,25 1,25
3.Инвестиционный климат +2 0,15 0,3
4.Проблемы налогообложения -2 0,15 -0,3
5.Платежеспособность главного потребителя. +5 0,25 1,25

ПОЛИТИЧЕСКИЙ 1.Техническое законодательство на рынке +3 0,25 0,75
2.Правительственная политика +2 0,10 0,2
3.Финансирование +1 0,05 0,05
4.Экологические проблемы -3 0,25 -0,75
5.Отношение организации с федеральной властью и правительством в целом +4 0,30 1,2
6.Прочеее влияние государства +1 0,05 0,05
В группе социальные факторы наибольшую оценку (или влияние) имеет фактор структуры доходов и расходов (5 баллов). Это говорит о том, что спрос на строительную продукцию зависит от уровня доходов населения. Так же оценку в 5 баллов имеет фактор отношения (мнения) заказчиков к данной организации, т.е. ее репутация на рынке потребителей. Самая низкая оценка (-2 балла) – фактор тенденций образа жизни, который в меньшей степени влияет на стратегию и развитие предприятия.
В группе технологические факторы наибольшая оценка в 5 баллов присвоена фактору развития конкурентных технологий. И не менее важен фактор развития потенциальных инновации(4 балла). Компания должна уделять особое внимание развитию и внедрению технологий для сохранения достигнутых конкурентных позиций на рынке. Оценка в -3 балла присвоена фактору влияние интернета.
В группе экономические факторы оценка в 5 баллов соответствует двум факторам – основные внешние издержки (энергоносители, транспорт, сырье и комплектующие, коммуникации), платежеспособность главного потребителя. Наименьшая оценка -2 балла присвоена фактору проблемы налогообложения. Компания должна пытаться сократить издержки, чтобы снижать себестоимость производимой продукции, для большего привлечения потенциального потребителя.
В группе политические факторы максимальная оценка в 4 балла присвоена фактору отношение организации с федеральной властью и правительством в целом. Наименьшая оценка -3 балла – фактор экологические проблемы. Деятельность строительной компании регулируется государством, а так же местными органами управления.

7 Уровень конкурентной борьбы.

Для большинства отраслей, это определяющий фактор, влияющий на уровень конкуренции в отрасли. Иногда игроки конкурируют агрессивно, иногда происходит неценовая конкуренция в инновациях, маркетинге и т.д.
Здесь имеют роль следующие 3 фактора:
структура отраслевой конкуренции;
условия спроса;
высота барьеров выхода в отрасли (каковы границы).
Теперь каждую силу Портера оценим в балльной системе от 0 до 6, в соответствии с организацией ОАО «Гипродорнии»:
0 баллов — мы вообще не ощущаем давления и, более того, вполне можем надавить сами;
1 балл — минимальное и нерегулярное давление, еще нет опасности;
2 балла — давление есть, но серьезных угроз тоже пока нет;
3 балла — конкурентная борьба, “прогнуть” не можем ни мы их, ни они нас;
4 балла — конкуренты обходят, демпингуют, отбивают клиентов;
5 баллов — мы теряем позиции, и нужно что-то срочно предпринимать;
6 баллов — мы полностью зажаты конкурентами, но можно еще попробовать кому-то продаться или отдаться.
И сведем все в таблицу 3, а также решим, что организации ОАО «Гипродорнии» необходимо сделать в сложившейся ситуации
Таблица 8 – Балльные оценки по конкурентным силам
Фактор Балл
1. Соперничество между функционирующими организациями 3,5
1.1 Количество и размер компаний в отрасли 3
1.2 Степень дифференцированности продукта в отрасли 3
1.3 Барьеры входа 5
1.4 Темпы роста отрасли 3
2. Угроза появления на рынке новых организаций 3
2.1 Барьеры входа 3
2.2 Сила реакции существующих конкурентов на вхождение новых компаний 3
3. Угроза со стороны товара – заменителя 4
4. Конкурентная сила поставщиков 2,2
4.1 Количество и размер поставщиков 2
4.2 Вертикальная интеграция 1
4.3 Дифференциация товара поставщика 3
4.4 Наличие товара-заменителя у поставщика 2
4.5 Важность организации производителя для поставщика 3
5. Сила влияния потребителей 2
5.1. Количество и размер 2
5.2. Вертикальная интеграция 2
5.3. Дифференцированность товара 2
5.4. Наличие товара-заменителя 3
5.5. Важность производителя для потребителя 1
Итого 2,94

Суммарное количество баллов по 5 силам составило 2,94, данная бальная оценка означает сложную конкурентную ситуацию. Наблюдается достаточно высокое конкурентное соперничество между действующими организациями (3,5б). Угроза появления на рынке новых организаций оказывает невысокое влияние (3б). Существует угроза со стороны товара-заменителя (4б). Сила влияния потребителей и поставщиков низкая (2б; 2,2б)
Необходимо разрабатывать стратегии, направленные на поддержание существующего положения и способствующие увеличению преимуществ перед конкурентами.

Заключение

 Проводя исследование можно сказать о том, что тенденция к снижению финансовой устойчивости поэтому для стабилизации финансового состояния колонии необходимо уделить больше внимания постановке оперативного анализа финансового состояния.
Основным фактором, обеспечивающим рост прибыльности основной деятельности ОАО «Гипродорнии» на протяжении исследуемого периода, являлось увеличение объема реализации предоставляемых услуг. Таким образом, увеличение объемов реализации является резервом повышения прибыльности исследуемого предприятия.
Среди многих управленческих инструментов, способствующих реализации стратегического плана, наиболее применяемых три:
– управление по целям;
– составление бюджета;
– контроль реализации плана.
В целом необходимо признать, что организация ОАО «Гипродорнии» является высокоэффективной организацией и очень много работает в направлении улучшения деятельности организации. Организация пытается соответствовать поставленной стратегии.
С целью выполнения стратегии разрабатывается комплекс программ, детализирующих стратегию и позволяющих контролировать ее выполнение.
Помнить, что сложная система требует сложного управляющего механизма.
В развитие тактического плана разрабатываются процедуры и правила.
Процедуры определяют:
– последовательность действий при выполнении основных производственных процессов по хозяйственным подразделениям;
– объемы услуг вспомогательных служб и сроки их выполнения;
– конкретных исполнителей;
– контрольные точки, по которым можно судить об отходе от принятого варианта в основном производстве. Например, суточные результаты труда. Процедуры уточняют тактический план по конкретным периодам года: кварталам, месяцам, суткам.
Правила точно описывают, что должно быть сделано в специфических единичных ситуациях.

Библиографический список

1. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. – Киев: ИТЕМлтд, АДЕФ, 2011 г
2. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. Пер. с датского – М. Высшая школа, 2011 г.
3. Глушенко В. В. Менеджмент. Системные основы. – М.: НПЦ «Крылья», 2012 г.
4. Крейнина М.А. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. – М.: ДИС, МВ-Центр, 2011 г.
5. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблема и политика: пер. с англ. Т. 1, 2. – М. Республика, 2012 г.
6. Мексон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 2006 г.
7. Отыскание оптимального количества продукции и прибыли (теория игр). – Исследование операций. ВЗФЭИ. М., Экономическое образование, 2009 год.
8. Ойман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. -–М.: Финансы и статистика, 2008 г.
9. «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Экономическая газета. «Экономика и жизнь», № 33, август 2002 г.
10. Практикум по финансовому менеджменту: Учебно-деловые ситуации, задачи и решения. Под ред. Стояновой Е. С. – М.: Перспектива, 2008 г.

Скачай бесплатно отчет по учебной финансовой практике в ОАО ГИПРОДОРНИИ для личной работы